Мобильно тормозим
В феврале сразу два крупных страховщика — «Ингосстрах» и ВСК — заявили о запуске полностью оцифрованной услуги — продажи каско через мобильное приложение без визита в офис. Банки.ру протестировал новые опции, но дойти до счастливого финала нам не удалось.
Как это должно работать
Смысл новшеств заключается в том, чтобы полностью оформить полис каско не выходя из дома — без визита в страховую для осмотра. Кажется, еще немного, и все совсем «уйдут в цифру» — еще раньше компания «АльфаСтрахование» впервые в российской истории провела онлайн-урегулирование убытка по ОСАГО. Но это в теории.
Проведение самостоятельного осмотра автомобиля у ВСК и «Ингосстраха» реализовано по-разному. ВСК принимает в качестве доказательств существования автомобиля и его целостности просто фотографии, сделанные с определенных ракурсов — мобильное приложение подсказывает автовладельцу, куда встать и как снять. Причем снимать авто можно в любом месте в любое время (главное, чтобы время было светлое) — не обязательно по месту регистрации владельца.
У «Ингосстраха» самоосмотр состоит из двух этапов. Сначала нужно отправить сделанные самостоятельно снимки (тоже по подсказкам приложения), которые прикрепляются к заполненной онлайн-анкете и сканам документов (ПТС, водительское удостоверение, паспорт). Сканы можно сделать с помощью самого приложения. Не забудьте сделать снимки дополнительного оборудования и повреждений, сколов и царапин, если они имеются. За качество фото можно не волноваться — камеры смартфонов настраиваются автоматически, выбирая необходимое разрешение. Компанию фото «телефонного качества» вполне устроят.
После отправки документов на машину и ее владельца в течение получаса-часа компания проводит проверку всех данных. Может понадобиться заменить какие-то снимки. Об этом вам сообщат через то же мобильное приложение — оно отправит вам push-уведомление. Вносить исправления можно до тех пор, пока все документы не пройдут проверку, после чего возможность что-либо поменять закрывается.
Если все нормально, страхователю на мобильный телефон в заранее выбранное время поступает видеозвонок от специалиста компании. Никаких специальных программ для его принятия на смартфон устанавливать не нужно, всё уже есть в IngoMobale.
Видеозвонок, как пояснили в компании, важен для того, чтобы исключить мошенничество — сотрудник должен убедиться, что машина есть по определенному адресу (при видеозвонке необходимо включить геолокацию) и в полном порядке и что страхователь также наличествует.
В обоих случаях после того, как сотрудников все устроило, вы переходите к оплате непосредственно в мобильном приложении, а затем получаете полис на электронную почту.
«АльфаСтрахование» еще в прошлом году запустило полностью оцифрованное урегулирование убытков по ОСАГО и каско: в пределах 15 тыс. рублей все происходит без посещения офиса страховщика или отправки оригиналов документов по почте. Сканов оказывается достаточно. В ОСАГО полностью дигитализированы и покупка полисов для физлиц и юрлиц, и урегулирование для физлиц. В ближайшее время компания планирует также добавить в мобильное приложение предстраховой видеоосмотр. «Тонкие настройки и дополнительные опции для клиентов появляются практически в ежедневном режиме, — пояснил Банки.ру официальный представитель «АльфаСтрахования». — Однако нужно обратить внимание, что для того, чтобы видеоосмотр и многие другие полезные инициативы стали реализуемы и использовались, например, при урегулировании убытков по ОСАГО, потребуются изменения в законодательстве».
Как это работает в реальности
Так оптимистично все только в теории. Попытки воспользоваться новаторской услугой и приобрести полис каско онлайн, предпринятые обозревателем Банки.ру, не увенчались успехом, хотя и отняли половину рабочего дня. Причем до наиболее интересующей детали — самоосмотра — дело так и не дошло. Оба приложения периодически зависают на этапе предварительной калькуляции стоимости полиса. И если в IngoMobile хотя бы сохраняются введенные данные, то в приложении ВСК приходится каждый раз начинать все с самого начала — с момента выбора полиса, который ты хочешь купить: ОСАГО, каско, ВЗР…
В теории процесс покупки полиса онлайн у ВСК проще, чем у «Ингосстраха». Однако лишь с пятой попытки в приложении ВСК мне удалось продвинуться до сканирования документов. Но на моем паспорте приложение «сломалось» окончательно и сканировать его не стало. «Сломалась» и я, решив, что четыре часа безуспешных попыток с неоднократным вводом одних и тех же данных даже без сбоев не стоят того — проще пойти в офис страховой компании и отдать все документы сотруднику компании. Жители удаленных районов, где до офиса страховщика нужно добираться «на оленях», могут со мной не согласиться.
Единственное, что радует, — остался номер моей заявки со всеми данными. При желании повторить попытку я смогу начать с того места, где остановилась: мне не потребуется заново вводить все данные.
С «Ингосстрахом» все было куда лучше: данные отсканированных документов автоматически заносятся в нужные графы, их не нужно вбивать вручную. Приложение действительно пару раз зависало, но потом благополучно активизировалось само. Однако отправить быстро и качественно сделанные сканы мне не удавалось в течение шести часов: как из дома и из офиса с нормально работающим Wi-Fi, так и с улицы при хорошем сигнале 4G. А в конце концов пришло сообщение: «К сожалению, по данным условиям оформить каско через мобильное приложение невозможно. Вы можете отправить заявку, мы свяжемся с вами и поможем с оформлением».
Единственное, что радует, — остался номер моей заявки со всеми данными. При желании повторить попытку я смогу начать с того места, где остановилась: мне не потребуется заново вводить все данные. Презентуя в феврале обновленное приложение с «оцифрованным каско», директор по маркетингу «Ингосстраха» Даниил Проскурин пообещал, что вскоре будет введена и полная синхронизация мобильного приложения с сайтом компании: начатый в компьютере процесс можно будет закончить в мобильном приложении, и наоборот. Видимо, предчувствовал грядущие сложности с «мобилизацией».
Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru