На горизонте — застой и девальвация
Решение агентства S&P присвоить России инвестиционный рейтинг подтолкнуло фондовые индексы к новым максимумам. Приток средств на отечественный рынок обеспечивают нерезиденты. Как долго может продлиться рост и какой стратегии стоит придерживаться инвесторам?
Рейтинг эйфории
В День защитника Отечества, 23 февраля, международное рейтинговое агентство S&P повысило рейтинг России до инвестиционного уровня «BBB-», а Fitch подтвердило инвестиционный рейтинг страны на уровне «BBB-» с «позитивным» прогнозом. Российские рынки ожидаемо отреагировали на эти новости ростом: в понедельник, 26 февраля, индекс Мосбиржи на открытии торгов поднялся на 1,4%, на максимуме он достигал 2 376,96 пункта (что является историческим рекордом). Другой фондовый индекс — РТС в начале дня рос на 2,5%, обновив максимум с 2014 года — 1 339,41 пункта. В лидерах оказались акции ВТБ и «Норильского никеля». Трейдеры также отмечали активный спрос на бумаги «Газпрома» и Сбербанка.
Участники рынка отмечают, что повышение рейтинга было ожидаемо и частично уже отразилось в котировках акций. «В целом российские активы уже торгуются как активы инвестиционного уровня, пересмотр оценок давно назрел, поэтому отчасти был в ценах», — говорит аналитик УК «Альфа-Капитал» Дарья Желаннова. Однако она не исключает нового притока средств от глобальных фондов, покупающих активы инвестиционного уровня. Позитив на отечественном фондовом рынке наблюдается с начала прошлой недели. С 19 февраля индекс Мосбиржи прибавил уже 5,4%. Столь продолжительный рост последний раз наблюдался в январе: на фоне роста нефтяных котировок рынок тогда подрос почти на 10%.
Как полагает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, дополнительным драйвером для роста стоимости российских активов до конца года будет ожидание повышения рейтинга до инвестиционного уровня еще одним рейтинговым агентством — Moody’s. «Отношение суверенного долга к ВВП у России одно из лучших в мире. Международные резервы РФ сейчас составляют около 450 миллиардов долларов. Банк России таргетирует инфляцию, а не курс рубля, у него нет острой необходимости в случае кризисной ситуации тратить свои резервы», — указывает Разуваев. По мнению аналитика компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, повышение рейтинга агентством Moody’s может произойти ближе к концу года.
Аналитики подчеркивают, что получение инвестиционного рейтинга от второго агентства открывает новые перспективы для российских бондов. «Присвоение долговым обязательствам России рейтинга инвестиционного уровня позволит включить ОФЗ и суверенные еврооблигации в расчетные базы глобальных долговых индексов, таких как JP Morgan EMBI, Barclays Global Aggregate Bond Index», — говорит директор по инвестиционному консультированию УК «Система Капитал» Искандер Луцко.
По планам Минфина, в этом году Россия может разместить еврооблигации на сумму более 3 млрд долларов. В бюджете на 2018 год и плановый период 2019—2020 годов предусмотрены внешние заимствования в размере до 7 млрд долларов ежегодно. Сколько евробондов будет предложено к размещению сейчас, в Минфине пока не раскрывают. Однако, как говорил глава ведомства Антон Силуанов, все зависит от спроса иностранных и российских инвесторов, которых заинтересует опция репатриации капитала. На днях министерство сообщило, что уже выбран банк-агент по размещению и обмену еврооблигаций в 2018 году — «ВТБ Капитал».
От простоя к застою
Вместе с тем оценка российской экономики экспертами из S&P отнюдь не внушает оптимизма. Доминирующая роль государства, негативный инвестиционный климат, отсутствие конкуренции, отсутствие инноваций, проблемы с демографией и низкая производительность труда — все эти факторы, которые перечисляются в релизе рейтингового агентства, не позволят достигнуть России заметного экономического роста. В лучшем случае в ближайшие три года нас ожидает ежегодный прирост в 1,7—1,8% (в реальном выражении), при этом уровень инвестиций к ВВП не превысит 23,5% в год (прогноз на 2018 год — 23,9%). Обращает внимание и достаточно неблагоприятный прогноз относительно сбережений россиян. Если в этом году, как полагают аналитики S&P, уровень сбережений граждан к ВВП составит 1,8%, то к 2020 году он уменьшится до 1,7%.
В агентстве не исключают дальнейшего повышения инвестиционного рейтинга России, однако для этого необходимы более высокие темпы экономического роста. Увы, но никаких структурных преобразований в экономике в ближайшее время от нашей страны S&P не ожидает. «Высокие в настоящее время рейтинги общественного доверия к руководству страны могут позволить ему провести в том числе потенциально непопулярные реформы. Однако наш базовый сценарий предполагает, что правительство будет использовать этот фактор для поддержания макроэкономической стабильности и восстановления бюджетных резервов на случай возможных стрессовых ситуаций… В связи с этим мы по-прежнему осторожны в своих прогнозах относительно перспектив значительных улучшений российской бизнес-среды, включая улучшения судебной системы и правоприменение», — говорится в комментариях агентства.
Российский рубль, по прогнозам S&P, ожидает плавная девальвация: к концу 2018 года доллар будет стоить 60,5 рубля, в следующем году курс дойдет до 61,5, а через три года за американскую валюту будут давать уже 64 рубля. В понедельник, 26 февраля, на Московской бирже курс доллара снизился на 60 копеек, на минимуме американская валюта торговалась по 55,85 рубля.
В Райффайзенбанке обращают внимание, что прогнозы S&P существенно хуже ожиданий роста экономики, которые озвучивали представители ЦБ и Минэкономразвития. «Это очень консервативный сценарий. Фактически все, что написано в релизе агентства, говорит, что следующего повышения рейтинга ждать пока не стоит», — считает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Однако, подчеркивает он, для инвесторов более важна оценка риска. «По этому показателю мы едва ли не лучшая страна с таким рейтингом. У нас низкий объем долга к ВВП, значительный объем золотовалютных резервов. Поэтому рост российского рынка более качественный, чем в странах, где это происходит за счет наращивания кредитной нагрузки на экономику, он не приводит к образованию «пузырей», — поясняет аналитик.
Главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова говорит, что S&P, по сути, выставило оценку макроэкономической политике страны. «В агентстве констатировали стабильную ситуацию в экономике, и, вероятно, там не ожидают сейчас какого-то ухудшения из-за введения новых санкций. Хотя эти риски никуда не делись», — отмечает она.
Никакой сенсации не случилось — российский рейтинг далее не будет пересматриваться на повышение, поскольку Россия не выполняет требований рейтинговых агентств и не дает оснований для повышенного оптимизма. Поэтому покупательский ажиотаж в данном случае неоправдан.
«Решение S&P было основано на уже ставших очевидными аргументах: взвешенная фискальная и денежная политика российских властей (которая позволила экономике быстро адаптироваться к низким ценам на нефть и санкциям), меры ЦБ по поддержанию финансовой стабильности, низкий уровень госдолга, профицит по счету текущих операций», —комментирует управляющий директор Sberbank CIB Александр Кудрин.
По словам Орловой, повышение рейтинга может дать импульс для краткосрочного роста фондового рынка, однако для многих инвесторов ключевым остается вопрос, что же будет после выборов. «Рынок может продолжить рост, если будут какие-то новые факторы, которые позволят инвесторам взглянуть на страну, на ее экономику по-новому», — считает эксперт.
В S&P не исключают, что рейтинг России снова может быть снижен, если, например, против страны будут введены новые санкции или если ухудшатся бюджетные показатели. Последнее может произойти, если правительству потребуются дополнительные деньги для поддержки госкомпаний или банковского сектора, указывают аналитики агентства.
Что покупать будем?
То, что происходит сейчас на фондовом рынке, многие участники рынка называют «эйфорией», «спекулятивной игрой» и ожидают, что уже в марте котировки могут пойти вниз. «Никакой сенсации не случилось — российский рейтинг далее не будет пересматриваться на повышение, поскольку Россия не выполняет требований рейтинговых агентств и не дает оснований для повышенного оптимизма. Поэтому покупательский ажиотаж в данном случае неоправдан. Если это «пузырь» из эмоций, то он сдуется в течение недели-двух», — полагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
С Бодровой солидарен Тимур Нигматуллин из «Открытие Брокер», который объясняет рост фондовых индексов «спекулятивной реакцией». «В условиях плавающего курса рубля улучшение суверенных рейтингов должно транслироваться преимущественно в укрепление национальной валюты как наиболее ликвидного актива на рынке. Но из-за большой доли сырьевой составляющей крепкий рубль будет оказывать давление на индекс Мосбиржи ввиду негативной валютной переоценки сырьевых компаний», — говорит он. Поэтому, считает аналитик, инвесторам стоит обратить внимание на бумаги несырьевых компаний. В частности, на акции «Детского мира», банка «Санкт-Петербург», «Ростелекома», АФК «Система», Х5 и «Русагро». В компании «Открытие Брокер» ожидают, что в случае укрепления рубля котировки этих эмитентов могут показать более высокую по сравнению с индексом Мосбиржи динамику.
Искандер Луцко из УК «Система Капитал» также предупреждает о возможной коррекции. «На рынке наблюдается избыток длинных позиций в рисковых активах и коротких позиций на волатильность, что увеличивает чувствительность рынка, особенно к росту ставок. Глобально мы рекомендуем искать недооцененные секторальные истории в промышленности, финансах, сырье, потребительском секторе, которые могут выиграть от роста инфляции, глобального роста экономики, инфраструктурных расходов, M&A», — говорит он.
Руководитель дирекции по операциям с акциями «БКС Глобал Маркетс» Олег Ачкасов советует сосредоточиться на дивидендных стратегиях. «На горизонте ближайшего месяца-двух можно формировать портфель под годовые дивиденды. В более долгосрочной перспективе на настроения инвесторов все сильнее будут влиять ожидания рецессии в США в 2019 году, что может серьезно снизить аппетит к российскому рынку. Поэтому на горизонте свыше 12 месяцев следует покупать ликвидные надежные бумаги — например, таких компаний, как Сбербанк, «ЛУКОЙЛ», «Новатэк», — рассказывает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Несмотря на то что, по мнению профессиональных участников, рынок сейчас выглядит «перегретым», это не означает, что акции не будут расти. Как ожидают многие аналитики, вслед за повышением суверенного рейтинга будут повышены рейтинги ряда компаний и банков, и это подтолкнет рынок к дальнейшему росту. Об этом недавно заявил министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24». «Присвоение инвестиционного рейтинга, безусловно, повысит интерес инвесторов к нашей стране, и не только к вложениям в государственные активы, но и в частный бизнес. Потому что пересмотр суверенного рейтинга позитивно скажется и на аналогичном повышении рейтингов корпоративных участников рынка и банков, и, как следствие, на снижении стоимости их заимствований», — заявил глава Минфина.
По прогнозам «Альфа-Капитала», при отсутствии негативных новостей (в частности, новых санкций) российский рынок акций может показать в этом году рост до 20%. В «Открытие Брокер» ожидают, что индекс Мосбиржи к концу года достигнет 2 440 пунктов, а доходность рынка составит около 16% (без учета дивидендов).
«Это, безусловно, не команда действовать крупным международным фондам, а скорее сигнал, что к отдельным бумагам и секторам стоит получше присмотреться», — комментирует решение S&P начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. По его мнению, пересмотр рейтингов российских компаний может происходить в течение года. «В первых рядах будут, очевидно, рейтинги «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Роснефти», ГМК, «Полюса». На мой взгляд, сейчас стоит покупать сырьевые бумаги компаний первого эшелона», — заключает он.
Альберт КОШКАРОВ, Banki.ru