Офшорная одиссея — 2018
За последние годы в международном налоговом планировании произошло столько изменений, что вряд ли даже кто-то мог бы их предсказать. Что нужно учитывать в 2018 году компаниям, использующим иностранные юрисдикции для снижения налоговой нагрузки и защищающим свой частный капитал?
Попрощайтесь с Британскими Виргинскими островами
Крушение всероссийского офшора в лице Кипра произошло в уже далеком 2013-м, за два года до того, как Кипр офшором в понимании российского Минфина быть перестал. Солнечный остров в Средиземном море, будучи сверхпопулярным среди отечественного бизнеса, несмотря на все трудности, сохранил ряд преимуществ, среди которых недорогой substance и лояльные номиналы.
А вот вторая часть уже измученной схемы Россия — Кипр — БВО становится менее надежным инструментом для планирования финансового будущего, чем предсказания гадалки. Британские Виргинские острова раскрыли все, что офшору раскрывать бы не стоило. И готовы пойти еще дальше по пути прозрачности.
БВО сейчас актуальны только как «инвестиционный кошелек» в качестве дочерней компании для холдинга в юрисдикции, которая не взимает налогов с доходов, полученных контролируемыми лицами в офшоре.
Задумайтесь о «правильных» банковских счетах
Банковские счета в карибских кредитных организациях — прекрасный выбор, если вы хотите их открыть для того, чтобы перебрасывать деньги между счетами в финансовых организациях аналогичного статуса. Либо для того, чтобы не оставлять раздел в договоре о банковских данных пустым. Практически любые прочие задачи счет в офшорном банке решить не может.
Использовать Прибалтику также не стоит. Во-первых, крупные банки, особенно в Эстонии, значительно ужесточают комплаенс-процедуры. Открыть счет там по-прежнему легко, а вот заставить его работать довольно сложно. Кроме того, прибалтийские банки в последнее время не в состоянии «тянуть» крупные суммы.
Надежные кредитные организации, в которых реально открыть счет, не раскрывая всех скелетов в шкафу, находятся в Лихтенштейне, Канаде, скандинавских странах, Восточной Европе, отчасти в Швейцарии и США. При этом стоит учитывать, что наиболее престижные банки в «старой Европе» не любят расчетную деятельность и берут солидную комиссию за операции.
В условном Белизе или на Сейшелах можно делать практически все. В вашу компанию может прийти десять контейнеров, а затем товар внезапно «утонул в океане». Вы можете выдать заем на сто миллионов долларов, позднее «забыв» про него.
Определите ключевые элементы, создавая substance
Substance, или «значительное присутствие» компании в определенной юрисдикции, — понятие настолько часто используемое, что никто не задумывается о его глубинном смысле. При этом ни у одной налоговой службы мира нет исчерпывающего описания того, как данное «значительное присутствие» оценивается.
Учитывая, что дополнить и укрепить substance могут различные вещи, фокусируйтесь на тех, которые легче получить. После выполнения «минимума» — аренда офиса и его поддержка, телефон, сайт, несколько сотрудников — дальнейшее увеличение substance уже не будет столь эффективным. Присутствие компании подразумевает не только материальное подтверждение ее существования, но и наличие разного рода бизнес-интересов.
Если все операции иностранной компании сводятся к получению средств от дочерней организации с применением ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения, то при проверке, вне зависимости от иных элементов substance, компания будет признана транзитной и лишится права на налоговые льготы.
Осознайте, что позволенное в офшоре недопустимо в «белой» юрисдикции
В условном Белизе или на Сейшелах можно делать практически все. В вашу компанию может прийти десять контейнеров, а затем товар внезапно «утонул в океане». Вы можете выдать заем на сто миллионов долларов, позднее «забыв» про него. Таких вариантов может быть множество.
Подобный подход недопустим при работе в «белых» юрисдикциях — таких, например, как Нидерланды, Сингапур, США, Мальта. Даже если законодательство государств позволяет при определенных условиях избегать подавляющего большинства налогов, это не значит, что можно проводить неучтенные операции или не учитывать реально совершённые.
Аналогичное правило действует и в отношении номиналов. В офшоре номинал подпишет практически любой документ как для вашей компании, так и еще для сотни IBC под его управлением. В «белых» странах, где номинальный сервис тоже есть, директора и акционеры «на бумаге» не будут делать и трети того, что вы можете просить у их коллег в офшоре.
Рассчитайте, не будут ли минимальные налоги дешевле операционных расходов
Неуемное стремление бизнесменов свести налогообложение к нулю, во-первых, опасно, а во-вторых, может обойтись еще дороже, чем оплата некоторых налогов. Каждое звено — это не только содержание компании и ее обслуживание, но и потраченное время.
Идеальная структура выглядит следующим образом:
1) холдинговые звенья, служащие для владения активами;
2) управленческие звенья, применяющие соглашения об избежании двойного налогообложения;
3) операционные компании в РФ или иных странах.
Разрозненные структуры неэффективны. Вы должны понимать, какую каждая компания выполняет функцию, как именно это происходит и стоит ли конкретное юридическое лицо финансовых и временных затрат.
Андрей АЙВАЗОВ, руководитель направления международного права и комплаенса «Альянс Консалтинг», для Banki.ru