Кредиты на выгодных условиях

#этокденьгам. Сезон охоты за сокровищами. Нефтегазовый сектор

0

Нефть уже стоит дороже, чем до провала в начале прошлого года. Кто из нефтегазовых компаний имеет наибольший потенциал? Разбираемся вместе с начальником управления анализа рынков «Открытие Брокер» Антоном Затолокиным.

В поисках инвестиционных идей мы продолжаем анализировать российские публичные компании. Сегодня на очереди нефтегазовая отрасль.

Главные герои

В российской нефтегазовой отрасли четыре ключевых публичных игрока:

1. «Роснефть» — флагман российской нефтегазовой отрасли с капитализацией свыше 5,4 трлн рублей (здесь и далее котировки приводятся на середину февраля 2021 года). Основные активы компании были созданы в советский период, когда началось полномасштабное освоение новых нефтяных и газовых месторождений. Контрольный пакет принадлежит государственному АО «Роснефтегаз».

2. «Газпром» — второй по рыночной стоимости нефтегазовый холдинг в России с капитализацией 5,3 трлн рублей. Добывает более 10% мирового и более 60% российского природного газа, обладает монополией на экспорт. Владеет шестой частью мировых запасов газа и более чем 70% российских. Занимает первое место в мире по производству тепловой энергии. Контрольный пакет акций принадлежит государству.

3. «Новатэк» — крупнейший независимый производитель природного газа в России и третий по доказанным запасам газа среди публичных компаний мира. Добывает 10% российского газа и занимает седьмую позицию по добыче газа среди крупнейших публичных компаний мира. Капитализация компании превышает 4 трлн рублей.

4. «ЛУКОЙЛ» — российская нефтяная компания с капитализацией 3,9 трлн рублей. Контрольный пакет принадлежит менеджменту — основателю и президенту компании Вагиту Алекперову и вице-президенту Леониду Федуну.

Все гиганты российской нефтянки вертикально интегрированные. Это означает, что они не только ищут новые месторождения, бурят скважины и добывают нефть (газ), но и транспортируют ее, обслуживают морские терминалы по приему/наливу нефти, а также перерабатывают сырую нефть в нефтепродукты (бензин, керосин, мазут, авиационное топливо, дизельное топливо и др.) и продают их потребителям.

Как сравнить нефтегазовые компании

Для оценки российских нефтяных холдингов Антон Затолокин рекомендует отслеживать как ключевые мультипликаторы P/E, EV/EBITDA, так и специфические для отрасли — EV/Production, EV/Reserves. При выборе компаний для инвестиционного портфеля следует учитывать и их дивидендную политику.

Разберем подробнее каждый.

1. P/E — это соотношение текущей цены акции и прибыли на акцию. Фактически этот мультипликатор показывает, сколько лет должна проработать компания, получая ту же прибыль, чтобы окупить свою стоимость. Чем меньше значение этого мультипликатора, тем лучше: значит, есть возможность купить акцию перспективной компании по низкой цене.

У «Роснефти» P/E составляет 8,8, у «ЛУКОЙЛа» — порядка 10,6, у «Газпрома» — около 6, у «Новатэка» — примерно 15 на текущий год.

«Получается, что «Новатэк» выглядит самой дорогой из всех перечисленных компаний, но у него и выше темпы роста выручки, а значит, бизнеса, — отмечает Антон Затолокин. — Это оправдывает более высокое отношение текущей капитализации к текущей прибыли».

Важно также понимать стратегию развития компании, говорит Затолокин. «Роснефть», как флагман российской нефтянки, нацелена на освоение Арктики. «ЛУКОЙЛ» — это большая устойчивая компания, которая выплачивает высокие дивиденды и наращивает бизнес более спокойно. Без учета инвестиций в развитие, исходя из текущих мультипликаторов, более привлекательными выглядят акции «Газпрома».

2. EV/EBITDA — отношение справедливой стоимости компании (с учетом ее долгов и денежных средств на их погашение) к ее прибыли до вычетов налогов, процентов и амортизации. Проще говоря, мультипликатор показывает, сколько прибыли до уплаты процентов, налогов и амортизации должна заработать компания, чтобы окупить свою рыночную цену. Таким образом, в этом мультипликаторе учитывается и капитализация компании, и долговая нагрузка. Чем меньше значение мультипликатора, тем более недооцененной является компания. Этот показатель у «Роснефти» составляет около 5, у «ЛУКОЙЛа» — в районе 4—4,5, у «Газпрома» — около 6, у «Новатэка» — примерно 13.

У «ЛУКОЙЛа» фактически нет долгов, тогда как у «Роснефти» они значительные, поэтому у «ЛУКОЙЛа» этот мультипликатор ниже, чем у «Роснефти». Правда, снижение процентных ставок сильно сократило размер выплат по долгам, что крайне важно для «Роснефти». Долговая нагрузка компаний — важный показатель, особенно с учетом того, что цикл снижения процентных ставок, возможно, завершается.

3. EV/Production — отношение стоимости компании к объему ежедневной добычи. Аналитики нефтегазовой отрасли активно используют этот показатель, но он не учитывает добычу на неразработанных месторождениях и расходы на их разработку. Поэтому при его использовании стоит дополнительно оценивать эти показатели. Если мультипликатор компании выше, чем у аналогов, то она торгуется с премией, если же ниже, то с дисконтом.

Среди рассматриваемых нами гигантов отрасли самый низкий показатель у «Газпрома» (немногим выше 3), а самый высокий — у «Новатэка» (около 8).

4. EV/Reserves — соотношение стоимости компании и размера ее запасов. Этот мультипликатор позволяет понять, насколько компания обеспечена запасами для поддержания текущего уровня добычи и прибыли. И здесь в лидерах «Газпром» (0,09), тогда как у остальных показатель примерно одинаков — немногим более 0,2.

По словам Затолокина, все российские компании ведут активную разработку новых месторождений и каждый год замещают добываемую нефть либо полностью, либо даже с избытком. Если сравнивать обеспеченность ресурсной базой, то у российских компаний она достигает 20 лет (у «ЛУКОЙЛа», «Роснефти») против десяти лет для зарубежных компаний.

5. Дивиденды — это часть прибыли, которая распределяется между акционерами компании пропорционально их доле акций. Обычно компании выплачивают дивиденды, когда располагают средствами, которые не нужны для развития, либо когда финансируют развитие за счет привлечения долга.

В последние годы государство стимулировало российские нефтяные компании выплачивать щедрые дивиденды. Такая инициатива государства, по мнению Затолокина, большой плюс для российской нефтянки. Почти все компании стараются возвращать акционерам 50—60% от чистой прибыли. «Новатэк», который растет и инвестирует в развитие, пока ограничивается 30%. Оформленная дивидендная политика позволяет рассчитать дивидендную доходность акций. У большинства российских нефтяных компаний она составляет порядка 6—7%. У «Роснефти», например, дивидендная доходность — 9%, у «Татнефти» — 10%.

За чем еще важно следить при инвестировании в акции российской нефтянки

Для нефтяных компаний главный драйвер роста — это цена нефти. Если нефть растет на мировом рынке, то, как правило, растут и котировки всех нефтяных компаний в мире. Соответственно, падение цен на нефть приводит к снижению цен акций нефтегазового сектора.

Динамика акций нефтяных компаний зависит от прогнозов по цене нефти в будущем. Они отражаются в цене фьючерсных контрактов, расчеты по которым наступают через год или позже. Сейчас, судя по ценам таких фьючерсов, рынок не ожидает от Brent стоимости выше 60 долларов в 2021 году, а к 2023—2024 годам баррель Brent может стоить в диапазоне 48—58 долларов. Вот почему на рост цены нефти в последние недели акции нефтяных компаний практически не отреагировали.

Важным показателем для анализа нефтяной компании является маржа нефтепереработки. Она показывает, сколько заработает компания после того, как перегонит нефть в нефтепродукты, такие как дизельное топливо, авиационный керосин или бензин. Показатель является не только индикатором прибыльности НПЗ, выпускающих нефтепродукты, он также отражает спрос на эти продукты и на саму нефть. Чем выше маржа нефтепереработки, тем больше прибыль компании и стабильнее спрос на нефть. Российские нефтяники ориентированы на экспорт сырой нефти и на производство нефтепродуктов для внутреннего потребления.

Инвесторы в нефтегазовую отрасль следят за действиями нефтяного картеля ОПЕК+. Главная цель картеля — обеспечить стабильность рынка. Важно, чтобы цена нефти не была слишком высокой, иначе на рынок придут производители дорогой сланцевой нефти, произойдет затоваривание и обвал цен. В то же время нельзя допустить, чтобы нефтяные котировки опускались ниже уровня, который не позволял бы зарабатывать нефтяникам и поддерживать государственные бюджеты нефтедобывающих стран.

Опасности

Зеленая энергетика. Идея перехода к нулевым выбросам углекислого газа в атмосферу была сформулирована еще в 2015 году в Парижском соглашении о климате. Ее активно поддерживает новый президент США Джо Байден. Основная цель — перейти к нулевым выбросам CO2 к 2050 году. Это предполагает постепенный отказ от наиболее грязных технологий энергопроизводства и переход к возобновляемым источникам энергии.

ESG-инвестирование. Каждая компания имеет рейтинг, отражающий в том числе характер ее воздействия на окружающую среду. Этот рейтинг склоняет инвесторов вкладываться в те компании, которые максимально поддерживают в том числе «зеленые» инициативы. Поэтому все классические нефтегазовые компании начинают инвестировать в зеленую энергетику. Мировые нефтегиганты, помимо добычи и переработки нефти и газа, производства топлива и масел, начали устанавливать поля из солнечных панелей, ветряные электростанции, производить биотопливо. Пока доля этих сегментов в бизнесе компаний не столь велика, но она растет, причем двузначными темпами.

Возможное изменение налогового режима. Российские нефтедобытчики — важный источник пополнения госбюджета. Налоговый режим влияет на рентабельность компаний — как экспортеров нефти, так и производителей нефтепродуктов. По сути, налоги являются возможностью для государства — владельца компаний получать доходы от бизнеса, не делясь ими с остальными акционерами. Пока сохраняется вектор на стимулирование экспорта нефти, который был принят в 2019 году.

Возможности

Дешевая добыча. Это будет еще долго защищать нефтяников от последствий перехода мира на зеленые технологии.

Газ как промежуточное топливо при переходе к нулевым выбросам углеводородов. В этом сегменте рынка у России очень сильные позиции. Помимо «Газпрома», газовые проекты есть у «Роснефти», «ЛУКОЙЛа» и «Новатэка». Сейчас по всему миру растут объемы производства сжиженного газа, и у «Новатэка» есть явное географическое преимущество в этом аспекте. Дело в том, что газ сжижается при температуре ниже нуля, поэтому на Севере, где работает компания, это делать значительно дешевле, чем, например, на Ближнем Востоке.

Что в итоге

К услугам подготовленных инвесторов, способных самостоятельно рассчитать упомянутые в статье коэффициенты (и не только их), отчетность компаний в разделах «Для акционеров и инвесторов» официальных сайтов, но они, скорее всего, и так это знают. Для начинающих и тех, кто не готов тратить время на погружение в финансовые показатели российских нефтегазовых компаний, — презентации, которые сами компании готовят к каждой отчетности. Их можно также найти в специализированных разделах эмитентов.

Нефтегазовые компании — это состоявшиеся компании с солидной историей. Они стабильно зарабатывают прибыль и делятся ею с акционерами. Поэтому они могут рассматриваться как костяк сберегательной части инвестпортфеля, который генерирует инвесторам стабильный доход, резюмирует Антон Затолокин.

Инга САНГАЛОВА для Banki.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

четырнадцать − 10 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.