В поисках системы. Как банки прячут СБП в своих приложениях
Клиенты банков продолжают жаловаться на то, что не могут найти, подключить или использовать Систему быстрых платежей. Банки.ру и Markswebb ищут СБП в банковских приложениях.
Системе быстрых платежей, разработанной Центробанком и позволяющей физлицам бесплатно совершать переводы, уже больше полутора лет. Однако треть россиян, по данным аналитического центра НАФИ, все еще ничего об СБП не слышали. Те же, кто слышал, нередко испытывают проблемы с ее подключением или использованием. Ведь отыскать СБП в мобильном приложении своего банка — задача не всегда тривиальная.
К переводам по Системе быстрых платежей подключились уже около двух сотен банков. По подсчетам «Известий», доля операций через СБП в среднем по банкам достигла трети от всех переводов между физлицами. Востребованность сервиса растет, тем более ЦБ установил, что пока переводы до 100 тыс. рублей в месяц для физлиц должны быть бесплатными.
Люди начинают привыкать к тому, что отправить деньги по номеру телефона другу или себе из одного банка в другой можно бесплатно. Но вместе с ростом популярности СБП увеличивается и число жалоб в «Народном рейтинге». Пользователи недовольны, если сервис по какой-либо причине недоступен в мобильном приложении, если функцию переводов через СБП нужно подключать отдельно, если форму для бесплатного перевода непросто найти или непонятно, как ее использовать.
Консалтинговое агентство Markswebb изучило 20 самых популярных мобильных банков для физлиц и выяснило, как в идеале должны выглядеть переводы через СБП в приложении.
Шаг первый. Подключить СБП
Возможность получать и отправлять переводы по номеру телефона в идеальной реализации должна быть доступна по умолчанию. Банки чаще всего так и делают, но есть исключения.
Если же в банке переводы СБП нужно подключать в настройках, то доступ к этому функционалу должен быть продублирован в зависимости от контекста и пользовательского пути, отмечают в Markswebb. Обычно уведомление о необходимости подключения выносится на главный экран (банк «Русский Стандарт») или экран платежей и переводов (Райффайзенбанк). Критично, если из формы перевода не дают ссылку на подключение СБП и пользователю приходится самостоятельно искать этот функционал в приложении. В целом в настройках переводов по номеру телефона стоит предусмотреть возможность запретить или отключить переводы через СБП, считают в Markswebb.
Шаг второй. Найти форму переводов
Удачной реализацией в Markswebb считают создание единой формы перевода по номеру телефона, без деления на переводы внутри банка и за его пределы. Если перевод осуществляется внутри банка, то он проходит через систему банка, а если вне ее — через СБП. Так работает половина банковских приложений из двадцати (например, в Райффайзенбанке, «Открытии», Альфа-Банке). Почта Банк, напротив, для переводов клиентам и неклиентам банка реализовал отдельные сценарии.
Тестирование Markswebb показало, что пользователи часто не знают аббревиатуру СБП. «Процесс поиска формы занимает больше времени, если форма перевода по телефону называется, например, «Переводы СБП» и содержит логотип системы. Система сейчас включает не только переводы между физлицами, поэтому лучше не делать отсылки к ней, а называть просто переводами по номеру телефона», — отмечают аналитики. Например, отсылки к Системе быстрых платежей есть в СберБанке и банке «Левобережный».
СберБанк
В СберБанке подключение переводов по СБП может вызвать трудности у клиента. Добраться до формы переводов непросто. Во-первых, она находится не в общем блоке переводов. В блоке переводов «другому человеку» — «в другой банк» по номеру телефона можно перевести только в банки-партнеры через собственную систему СберБанка. В этом случае клиенту придется заплатить комиссию. Более того, нет подсказки, что делать, если банка-получателя нет в списке банков-партнеров. Перевести по СБП в другой банк можно из блока «Сервисы» на экране платежей, который находится в самом низу страницы. Форма называется «Перевод через СБП» — не все клиенты, желающие перевести деньги «по номеру телефона», догадаются, что это одно и то же.
Шаг третий. Рассчитать комиссию
В идеальном приложении комиссия рассчитывается автоматически в режиме реального времени по мере ввода суммы перевода. Например, в приложении Альфа-Банка до ввода суммы указывается, что комиссии нет, после ввода суммы можно вызвать подсказку, в которой указывается, какая комиссия взимается за переводы более 100 тыс. рублей. В СберБанке, наоборот, комиссию нельзя увидеть сразу при вводе, она рассчитывается на последующих экранах.
Самый удобный функционал СБП, по мнению аналитиков Markswebb, реализован в приложениях Райффайзенбанка и «Тинькофф».
Райффайзенбанк
В Райффайзенбанке форма расположена в блоке с другими типами переводов. Она носит понятное название «По номеру телефона», есть подсказка, что переводить можно как внутри, так и вне банка. После ввода номера телефона подтягиваются Ф. И. О. и основной банк получателя. Если пользователь хочет перевести в другой банк, то может выбрать его из списка. По мере ввода суммы сразу отображается сообщение, что комиссии нет. В форме также указывается, что перевод проходит через Систему быстрых платежей. В целом такая реализация не мешает пользователю, а просто информирует о системе.
«Тинькофф»
В Тинькофф Банке в меню платежей доступен отдельный блок «Переводы по телефону», а также отображаются контакты из адресной книги пользователя. Можно сразу перевести деньги контакту без необходимости ввода номера телефона. При этом контакты сортируются исходя из недавних и частых переводов.
Евгения ОГУРЦОВА, Banki.ru