Кредиты на выгодных условиях

В России будет развиваться переработка упаковочных материалов

0

Эпидемия коронавируса предъявила повышенные требования к качеству упаковки пищевых продуктов и других потребительских товаров. А 2020 год показал, что упаковка имеет еще и огромное санитарно-защитное предназначение.

Она должна быть одновременно экологичной, то есть годной к переработке и вторичному использованию, и при этом надежно защищать продукт от инфицирования и обеспечивать должный срок хранения. Насколько совместимы эти требования, и готовы ли производители упаковки к таким вызовам?

По данным Российского экологического оператора, каждый год в нашей стране образуется около 60 миллионов тонн бытового мусора (твердых коммунальных отходов, ТКО). Половина этой «Джомолунгмы» — упаковка потребительских товаров. На государственном уровне поставлена задача к 2030 году создать устойчивую систему обращения с ТКО, которая обеспечивала бы их стопроцентную сортировку и двукратное снижение количества отходов, вывозимых на полигоны. Все это в полной мере относится и к упаковке.

Достичь этих ориентиров можно двумя путями: производить меньше отходов и больше их перерабатывать. По словам гендиректора компании «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева, в общем объеме ТКО невосстанавливаемые отходы составляют около трети. А остальные могут и должны возвратиться к второй жизни. Так, пластик без потери потребительских качеств может быть восстановлен до 7 раз. Стекло, железо, алюминий можно использовать неограниченное число раз.

«Но главное — изменить ментальное отношение к ТКО и поведение участников процесса образования отходов, то есть граждан, — уверен глава РЭО. Наряду с раздельным сбором мусора необходимо задуматься об осознанном потреблении, в том числе — упаковки. Переходить на многоразовые виды упаковки. И воспринимать отходы как товар, который мы можем использовать. Надо сформировать модель поведения, исключающее смешивание отходов до такой степени, что их невозможно пустить во вторичный оборот».

Халва [CPS] RU

Именно на повышение уровня переработки бытовой упаковки направлены последние изменения Концепции РОП (расширенной ответственности производителя), и на ее фоне очень часто звучат предложения снизить потребление товаров в упаковке. Но главное — после использования эту упаковку правильно отсортировать и переработать. Ее производители внедряют разные технологические решения, которые позволяют повысить перерабатываемость «обертки». Например, уже существует пластик, произведенный из экологически чистых материалов — древесины, сахарного тростника. Прекрасный вид упаковки — бумага и картон, но для хранения, например, жидких продуктов, им надо добавить «барьерных» свойств.

Лет пять назад в РФ отсутствовала инфраструктура по переработке картонно-комбинированной упаковки, сейчас же действуют 4 предприятия. Так, завод «Л-Пак» в Липецкой области выпускает до 800 тонн бумаги в сутки из тетрапаковской упаковки из-под соков и молока, которая на 75 процентов состоит из картона. Неплохо развита в России инфраструктура по переработке стекла и особенно — алюминия. По рециклингу последнего, кстати, РФ входит в топ-3 мировых лидеров.

К сожалению, несмотря на призывы к осознанному потреблению, «производство» бытового мусора в мире вообще и в России в частности только увеличивается. За последние 20 лет объемы ТКО в РФ выросли практически в два раза. Причиной роста являются маркетинговые функции упаковки. И если с экологической точки зрения она должна быть проще для рециклинга, то с точки зрения маркетинга она должна быть неубиваема вообще.

«Маркетинг — вечный двигатель усложнения упаковки, — считает Денис Буцаев. — Особенно это касается детских товаров. Именно столкновение маркетинговых и экологических интересов препятствует развитию экологичности упаковки. Сейчас на переработку направляется 18 миллионов тонн ТКО из 60, а во вторичный оборот возвращается всего 2,7 миллиона тонн».

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

5 × 5 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.