Законы, вступающие в силу в апреле 2024 года
Апрель богат на законодательные изменения. Например, законодательно урегулируются спорные моменты перевода жилого помещения в нежилое и наоборот. Станет немного проще сдать экзамены на водительские права. Хотя пересдачу в случае неудачи на экзаменах придется ждать дольше. Регионы смогут закрывать так называемые “наливайки” – места, где пиво и пивосодержащие напитки продаются практически круглосуточно. А за торговлю табаком без лицензии станет возможно сесть в тюрьму на пять лет. Увеличивается размер социальных пенсий. Полностью о законах апреля читайте в подборке “Российской газеты”.
Уточняется порядок перепланировки
Понятие “перепланировки” меняется в законодательстве с 1 апреля. Впрочем, каких-то существенных изменений от этого специалисты не ожидают.
Ранее “перепланировкой” считалось изменение конфигурации помещения, требующее внесение изменения в техпаспорт помещения. По новым правилам, перепланировка – это изменение границ или площади помещения, образование новых помещений, изменение внутренней планировки. При перепланировке необходимо внести изменения в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН), но направить туда документы должен не собственник, а комиссия в муниципалитете, которая утверждает перепланировку.
Этим же законом урегулированы вопросы перевода жилого помещения в нежилое и наоборот. До сих пор были неясности, в какой момент помещение приобретает новый статус. А от этого зависит, в частности, какие налоги за него нужно платить – как за жилое или как за коммерческое. Теперь установлено, что помещение меняет статус в момент, когда запись об этом внесена в ЕГРН. Такой же порядок будет действовать при перепланировке помещения.
Увеличиваются социальные пенсии
Размер социальной пенсии будет увеличен на 7,5%. “Индексация социальных пенсий проводится ежегодно 1 апреля. Увеличение социальных пенсий и выплат по государственному пенсионному обеспечению позволит повысить выплаты для 4,1 млн человек. На эти цели в 2024 году в федеральном бюджете предусмотрено 37,5 млрд руб.”, – пояснили “Российской газете” в Минтруде.
Среди граждан, для кого повышается пенсия с 1 апреля, свыше 3,4 млн получателей социальных пенсий, а также почти 700 тыс. получателей государственного пенсионного обеспечения (военнослужащих, членов их семей, а также пенсии участников Великой Отечественной войны, граждан, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, а также знаками “Житель осажденного Севастополя” и “Житель осажденного Сталинграда”, пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава, а также надбавки к пенсии за выслугу лет гражданам из числа космонавтов, размеры повышений, установленных к пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей, работников летно-испытательного состава).
“Напомним, что социальную пенсию получают лица, которые не смогли набрать пенсионные баллы для страховой пенсии. Возраст выхода на социальную пенсию выше, чем на страховую, и составляет 65 лет для женщин и 70 лет для мужчин соответственно. Кроме того, социальные пенсии полагаются по инвалидности и по потере кормильца”, – пояснила “Российской газете” юрист, арбитражный управляющий Анна Хрусталева. Например, пенсии по потере кормильца получают несовершеннолетние, лишившиеся одного или обоих родителей.
Средний размер социальной пенсии вырастет на 938 руб. и составит 13 455 руб.
Меняются правила приема экзаменов на права
С 1 апреля меняются правила прима экзаменов на права в ГИБДД. Сдача вождения становится легче. Однако одновременно с этим усложняется допуск к экзаменам. Впрочем, не для всех.
Итак, чем экзамен становится легче? Для кандидатов в водители увеличивается количество штрафных баллов. Если раньше достаточно было набрать пять баллов и гулять пешком до следующей пересдачи экзамена, то теперь количество таких баллов увеличилось до семи. То есть можно совершить дополнительно две маленькие ошибки или одну среднюю. И при этом экзамен все-таки сдать.
Напомним, что после того, как отменили один из практических экзаменов – проверку первоначальных навыков, но упражнения включили в оставшийся единственный практический экзамен, сдать его с первого раза стало гораздо сложнее. Ведь раньше было 5 баллов на площадку и 5 баллов на дорогу. В итоге, на один экзамен, в который включены два, осталось 5 баллов. По сути, увеличение количества баллов – это компромисс между тем, что было и стало.
Уходит в прошлое такое упражнение, как остановка на спуске. Раньше надо было сначала трогаться в горку, потом остановится на спуске. Теперь последний элемент проверяться не будет.
Разворот в ограниченном пространстве увеличивается с 5 до 7 метров. При стандартном автомобиле уложиться в те самые 5 метров было практически не возможно.
Инструктор автошколы при приеме экзамена может сидеть на дублирующих педалях, то есть на переднем пассажирском кресле. Но при условии, что в автомобиле установлено устройство, сигнализирующее о воздействие на эти дублирующие педали.
Мотоциклистам, например, вместо того, чтобы парковать двухколесное средство задним ходом, придется решить другую задачу: проехать по “колейной доске”.
Как считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, новая система оценки должна привести к более объективной оценке результатов вождения.
Впрочем, без ложки дегтя тут не обошлось – увеличиваются сроки пересдачи экзаменов. Например, не сдал теорию – следующий экзамен назначается через 7-30 дней. Не сдал практику – через 7-60 дней. А если не сдал три раза подряд, то следующий экзамен будет назначен не ранее чем через 6 месяцев, но не позднее, чем через 9 месяцев.
Одновременно вступают в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, который устанавливает новые требования к допуску к управлению транспортными средствами. В частности, это касается иностранных водителей. Управлять машиной с национальными правами, выданными в другой стране, можно. Но только до того момента, пока иностранный гражданин не получит вид на жительство в России или не приобретет российское гражданство. После чего он будет обязан обменять иностранное водительское удостоверение на российское. На это ему отводится один год.
Для мотоциклистов и водителей легковушек потребуется сдать только теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения. А водителям грузовиков и автобусов нужно будет пройти обучение в автошколе, сдать и теорию, и практику.
Меняются требования к подготовке и допуску к экзамену водителей, которые собираются управлять автобусами (категория D и подкатегория D1). Это возможно только при наличии стажа управления не менее года легковушками и грузовиками.
При сдаче документов в ГИБДД для прохождения экзаменов придется также предоставить СНИЛС. До сих пор этого не требовалось.
Уклонистов от повесток военкомата не будут допускать к экзаменам и выдавать водительские удостоверения до тех пор, пока Госавтоинспекция не получит сведения об отмене временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке.
Теперь перейдем к автошколам. Если у такой школы нет заключения ГИБДД о соответствии ее материально-технической базы требованиям примерных программ подготовки водителей, утвержденных министерством просвещения, то ее учеников к экзаменам в ГИБДД не допустят.
Юрлицам обеспечат доступ к переводам в Системе быстрых платежей
1 апреля истекает срок, до которого российские банки должны были обеспечить переводы через Систему быстрых платежей (СБП) между юридическими лицами.
Тот же самый срок касается и возможности для переводов юрлиц в адрес индивидуальных предпринимателей (ИП). При этом в данном случае речь не идет о платежах по поручению или в пользу юрлиц, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства.
С помощью СБП можно совершать межбанковские переводы с дебетовой карты или счета по номеру мобильного телефона. Лимит на перевод без комиссии – 100 тыс. руб. в месяц. К системе уже подключены более 200 банков.
ЦБ продолжит сдерживать выдачу потребкредитов
Действовавшие в первом квартале 2024 года ограничения Банка России на кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой с 1 апреля продлеваются и на второй квартал. Таким образом, клиентам с высоким уровнем риска невозврата долга будет все так же непросто получить потребительский кредит или кредитную карту.
Ограничения по выдачам кредитов работают не напрямую, а через макропруденциальные лимиты (МПЛ). Это предельная доля необеспеченных кредитов в общем объеме кредитов и займов, которые выдают кредитные организации.
Так, в том числе допустимая доля потребительских кредитов, которые банки смогут выдавать клиентам с ПДН от 50 до 80%, сохраняется во втором квартале на уровне до 25% от квартального объема выдач (а лимит по выдаче кредиток – 10%).
За год применения МПЛ в необеспеченном потребительском кредитовании доля выдаваемых потребительских кредитов гражданам с высокой долговой нагрузкой (ПДН более 50%) снизилась с 63 до 45%, отмечали в ЦБ.
Регионы смогут запрещать “наливайки”
С 1 апреля вступит в силу закон о “наливайках”. Точки круглосуточной продажи алкоголя часто маскировались под общепит. Теперь региональные власти будут вправе запрещать розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, медовухи, пуаре при оказании услуг общественного питания, в том числе в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Регионы вправе разрешить продажу такого алкоголя только в барах, ресторанах, кафе и буфетах.
Кроме того, закон запрещает использовать в производстве алкоголя этиловый спирт, если это не предусмотрено законом или техрегламентом. Запрещается использовать в названии продукции данные, которые могут ввести потребителей в заблуждение относительно состава, лечебных свойств продукции. Например, пивной напиток не может называться “Мистером Сидром”, потому что сидр – это другой алкоголь.
За торговлю табаком без лицензии можно сесть в тюрьму на пять лет
По аналогии с алкоголем с 1 апреля вводится уголовная ответственность за производство и оборот табачной продукции без лицензии.
За производство, поставку, закупку и хранение табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства без соответствующей лицензии (если она требуется), совершенные в крупном размере (от 100 тыс. рублей,) будет грозить штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей, принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на этот же срок с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
За те же действия, совершенные организованной группой или в особо крупном размере (от 1 млн руб.), предусмотрена повышенная уголовная ответственность – штраф в размере от 3 млн до 4 млн рублей, принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с возможным лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет.
Также устанавливается административная ответственность за производство и оборот табака и табачной продукции без лицензии. Если нет признаков уголовно наказуемого деяния, устанавливается штраф для должностных лиц в размере от 150 тыс. до 300 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет с возможной конфискацией изготовленных продукции, оборудования и сырья. Для юрлиц штраф составит от 300 тыс. до 1 млн рублей с возможной конфискацией продукции, оборудования и сырья или приостановлением деятельности на срок от 60 до 90 суток с возможной конфискацией.
Штрафы за использование или владение основным технологическим оборудованием для производства табачной продукции, которое не зарегистрировано или зарегистрировано, но не законсервировано в установленном порядке, в отсутствии лицензии на производство составят от 3 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией этого оборудования. Для должностных лиц наказание за это составит от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц – от 100 тыс. до 150 тыс. рублей также с конфискацией оборудования.
За незаконное производство или оборот физлицом табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства штраф установлен в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей с одновременной конфискацией изделий, продукции, оборудования и сырья.
Икру начнут маркировать
С 1 апреля в России начнется поэтапная маркировка икры осетровых и лососевых видов рыб. На первом этапе производители икры должны зарегистрироваться в информационной системе мониторинга за оборотом товаров “Честный знак”. На втором этапе – с 1 мая 2024 года – производители должны поставлять икру с уже нанесенным на упаковку кодом и отправлять информацию в систему мониторинга. Маркировка различных товаров вводится для борьбы с нелегальным рынком. По оценке, Росрыболовства, сегодня теневой рынок только красной икры превышает 4 млрд руб.
Завоз продуктов на север будет по новым правилам
Управление поставками необходимых товаров для отдаленных территорий России с 1 апреля пойдет по новым правилам. Теперь ими будут управлять централизованно, в том числе будут использоваться механизмы государственной поддержки, которые позволят снизить стоимость товаров для проживающих там 3 млн человек.
Как рассказал “РГ” координатор экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников, от реализации северного завоза зависит жизнь более 3 млн. человек, живущих на территории около 14 млн кв. км. И длительное время регионы самостоятельно решали проблемы с ним, что иногда приводило к срыву. В итоге иногда стоимость увеличивалась в десятки раз.
“Например, в 2013 году был сорван северный завоз в Республике Саха (Якутия) из-за обмеления рек и раннего ледостава. Все это вылилось в огромные убытки. А главное, потребовалась помощь авиации МЧС РФ и военных, чтобы завезти в арктические районы недопоставленные грузы, без которых невозможно начать зимовку. И свежий пример прошлого, 2023 года, когда в НАО, был сорван завоз топлива – угля, дров, дизельного горючего, бензина в поселки. Пришлось принимать оперативные меры по поставке топлива”, – рассказал эксперт.
В Минвостокразвития, которое является федеральным координатором северного завоза отмечают, что новый закон нужен для обеспечения бесперебойных поставок грузов жизнеобеспечения на Крайний Север: топлива, продуктов питания, стройматериалов и других товаров.
“Закон исходит из принципа “не навреди”, направлен не на отказ от сложившихся логистических маршрутов, а на повышение их эффективности, гарантируя приоритетный порядок транспортировки грузов северного завоза. Ключевые новеллы – централизованная система управления поставками, а также механизмы государственной, в том числе финансовой, поддержки, которые позволят сократить сроки доставки и снизить логистические издержки, а с ними и стоимость товаров для северян. В частности, в 10 раз расширен перечень товаров, на закупку и транспортировку которых могут предоставляться бюджетные кредиты”, – рассказал “РГ” глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.
Также теперь у государства появится возможность регулирования цен и надбавок на привозные товары, тарифов на перевозку и хранение, создание стратегического запаса грузов жизнеобеспечения.
Также в министерстве отметили, что согласно закону создается система управления северным завозом – федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза. ФГИС это, по сути, цифровая платформа, позволяющая сделать процесс доставки грузов удобным и прозрачным, по аналогии с привычными цифровыми сервисами.
“Система позволит отслеживать движение грузов в режиме реального времени, чтобы исключить задержки”, – добавили в министерстве.
Воротников также отметил, что важна не только функция контроля, ФГИС – это еще и инструмент управления, который позволяет достаточно оперативно решать возникающие проблемы. Хотя на ее создание отведено три года, реально в пилотном режиме ее деятельность уже принесла свои плоды в Якутии, считает эксперт.
“С помощью ФГИС строятся маршруты доставки важных товаров, которые будут обеспечены специальной маркировкой, определяется и стоимость перевозки груза по данному маршруту. Не менее важна и автоматизация сбора статистической информации, что позволит в будущем оптимизировать северный завоз”, – добавил он.
По мнению эксперта, нововведения скажутся на ритмичной работе судов и портов на Северном морском пути (СМП- прим.ред.) . Только по плану “Северный завоз” грузы обеспечения и транзит по СМП в 2024 году составят 16,8 млн тонн, а это ощутимый рост, подытожил он.
В Минвостокразвития же отметили, что к 2026 году начнет функционировать единый морской оператор северного завоза, который будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов.
С апреля некоторые предприятия будут иметь преимущество на поставки газа
С 1 апреля этого года некоторые предприятия будут иметь преимущество при заключении договоров на поставки газа. Речь идет потребителях газа, вводящих в эксплуатацию новые промышленные объекты, производящих продукцию, а также вырабатывающих тепло- и электроэнергию.
Условием для получения преимуществ будет заключение долгосрочного договора по формуле “бери или плати”. Она предусматривает, что покупатель обязан оплатить определенный объем газа, даже если его законтрактованный объем не был выбран. Если же поставщик недопоставил этот объем по своей вине, то он должен возместить стоимость недопоставленных объемов покупателю. Ранее схема “бери или плати” использовалась для экспортных поставок нашего газа. Ее использование на внутреннем рынке должно способствовать повышению темпов газификации и росту инвестиционной привлекательности проектов газопереработки и газохимии.
Данные по ОСАГО можно будет получить через госуслуги
С 1 апреля 2024 года на портале госуслуг можно будет получить данные по полисам ОСАГО, ДСАГО, каско и страхования жилья граждан. Такую возможность обеспечит введение нового функционала Автоматизированной информационной системы (АИС) страхования.
На основе управления большим объемом информации оператор АИС страхования должен построить бюро страховых историй и сделать сопряжение информационной системы с порталом госуслуг. Через личный кабинет пользователь сможет посмотреть свою историю страхования, действующие договоры и статус по страховым событиям, – рассказал глава оператора АИС, Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин.
На платформе АИС страхования создается Единое бюро страховых историй, которое даст возможность не только отслеживать историю страхования, но также следить за статусом урегулирования убытков, а в перспективе и получать напоминание об истечении срока действия полиса.