Кредиты на выгодных условиях

FinTok: что делать, если ваш страховщик остался без лицензии

0

Более двух десятков страховых компаний в 2020 году лишились лицензий по различным причинам. Что в таком случае делать страхователям?

Страховщик может сам отказаться от лицензии, если понимает, что бизнес «не пошел» или растущие требования к капиталу он выполнить не сможет. Но лицензию может отозвать и регулятор рынка (то есть Центробанк) за нарушение законов или нормативов. Предшествует этому, как правило, приостановка действия лицензии, чтобы дать страховщику время исправиться.

Что же делать страхователям, если страховая компания все-таки осталась без лицензии? Для начала уточнить, лицензии на какой из видов страхования компания лишилась. Дело в том, что на разные виды страхования действуют свои лицензии. Например, отдельные на страхование жизни, имущества, ОСАГО и другие виды. Отказ от лицензии или приостановка ее на один вид не означает, что страховщик прекратит исполнять свои обязательства перед клиентами по другому виду страхования. Более того, он продолжит выполнять их и в отношении действующих договоров по тому виду страхования, на который нет лицензии. То есть выплачивать деньги по всем полисам при наступлении страховых случаев. Не сможет только заключать новые договоры.

Итак, рассмотрим разные варианты. Если страховщик остался без лицензии ОСАГО, страхователям можно вообще не волноваться. В этом случае договоры продолжают действовать, а выплаты при наступлении страхового случая производит не страховая компания, а Российский союз автостраховщиков (АСВ) из своего гарантийного фонда.

Сложнее страхователям с имущественными полисами и страховками жизни. По закону в течение 45 дней после отзыва лицензии страховщик обязан расторгнуть все договоры и в течение шести месяцев вернуть клиентам деньги, если это предусмотрено их договорами страхования. Если в этот период договор со страхователем еще не расторгнут, а произошел страховой случай, то страховщик обязан выплатить клиенту компенсацию. Если страхового случая не было, ждем расторжения договора и возврата премии. Но это в идеале компания за полгода выполняет все свои обязательства. В жизни не исключено, что у страховщика не окажется нужной суммы. Тогда страхователю придется набраться терпения и ждать, пока начнется процедура банкротства страховщика. А затем обращаться за возмещением уже в Агентство по страхованию вкладов. Если страховщик не расторг с вами договор, не вернул деньги или не выплатил компенсацию по страховому случаю, нужно как можно раньше подать заявление в АСВ. Оно проводит процедуру банкротства страховщика, оценивает объемы его активов, продает имущество и раздает долги. Реестр требований кредиторов, в который нужно попасть страхователю, формируется в течение двух месяцев с момента объявления о банкротстве компании. Страхователю нужно подать заявление лично или по почте. Кроме того, потребуется договор страхования, документы, подтверждающие страховой случай (если он был), паспортные данные, банковские реквизиты для перечисления денег и контактный номер телефона.

Сколько же денег можно вернуть? Это зависит от вида страхования. По договорам накопительного и инвестиционного страхования жизни вернут так называемую выкупную сумму. Ее размер зависит от срока действия договора и прописан в таблице, которая к нему прилагается. По другим видам страхования сумма возврата зависит от того, что указано в договоре. Например, полисы страхования жизни от несчастного случая обычно не предусматривают возврата денег. По имущественным страховкам можно рассчитывать на часть стоимости, которая пропорциональна сроку действия договора.

Выплаты страхователи получают в определенном порядке, прописанном законом о банкротстве. В первую очередь деньги вернут клиентам, у которых наступил страховой случай из-за причинения вреда жизни и здоровью. А также владельцам полисов личного страхования, предметом которых является дожитие застрахованного до определенного момента. То есть если наступил срок выплат по договорам накопительного страхования жизни. Вторая очередь удовлетворения требований кредиторов не имеет особенностей в страховых организациях — это кредиторы по трудовым и авторским договорам, проще говоря, сотрудники страховой компании. Третья очередь кредиторов делится на несколько групп (перечисляем в порядке удовлетворения требований):

  • по договорам обязательного страхования;
  • по договорам страхования жизни, если срок выплат по ним еще не наступил, и другим договорам личного страхования;
  • по договорам страхования ответственности за причинение вреда жизни и здоровью;
  • по договорам страхования ответственности за причинение вреда имуществу и договорам страхования имущества;
  • все остальные.

Пока не удовлетворят все требования по договорам одной очереди, к следующей не переходят. Вырученные от продажи имущества СК деньги сначала распределяют между теми, кто внесен в реестр кредиторов. Если страхователь не знал о банкротстве компании и не подал заявление в АСВ, шанс вернуть деньги за полис у него сильно снижаются. Опоздавшие получат выплаты, если что-нибудь останется после погашения долгов перед владельцами полисов того же вида, которые успели войти в реестр.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

3 × 3 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.