Кредиты на выгодных условиях

Маленькие трагедии. Что останется от малого бизнеса в Италии после карантина

0

Фото:

коллаж Banki.ru/Talaj/Depositphotos.com

40% маленьких магазинов, парикмахерских, тратторий в Риме не доживут до конца года. Остановка бизнеса на несколько месяцев и жесткие правила открытия в отсутствие былого потока клиентов нанесли наиболее сильный удар по индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу.

Размер как приговор

13 и 14 мая в Италии прошла забастовка сотрудников автозаправок. За два месяца карантина их продажи упали на 92%, однако правительство не позволило им закрываться или же сокращать часы работы. Теперь владельцы автозаправок ждут от государства какой-то помощи. И не только они. Карантин сильно ударил по стране, основу экономики которой составляет малый и средний бизнес. Карантин заканчивается, но не все предприятия готовы начать работу. Кто-то не пережил закрытия, а кто-то не переживет открытия в новых условиях.

Розничная торговля в Италии в марте обрушилась: минус 21,3% по сравнению с предыдущим месяцем и 18,4% по сравнению с мартом 2019-го. Наиболее сильно — на 36% в денежном выражении — сократились продажи непродовольственных товаров. В этой группе больше всего пострадали продавцы одежды и изделий из меха (минус 57,1% по сравнению с мартом 2019 года), игр, товаров для спорта и активного отдыха (минус 54,2%), а также обуви и изделий из кожи (минус 54,1%). Продажа продуктов питания осталась без изменений.

Режим карантина изменил и каналы продаж: электронные продажи выросли на 20,7%, правда, опять-таки это коснулось продуктов питания. Дистанционная продажа непродовольственных товаров упала за тот же период на 40,5%. Причина не только в снижении спроса со стороны покупателей, но и в том, что крупнейшие продавцы, например Amazon, переориентировались на доставку продовольствия. Причем чем меньше розничный продавец, тем сильнее он пострадал. Если у крупных компаний, например сетей, продажи упали на 9,3%, то маленькие магазины потеряли в среднем 28,2% от оборота по сравнению с мартом 2019 года.

За этими цифрами, опубликованными на днях статистическим ведомством Италии Istat, стоят реальные истории людей — владельцев тех самых маленьких магазинов и лавочек. Добавьте сюда многочисленных ремесленников, потерявших каналы сбыта. Владельцев ресторанов и баров, а также фермеров, поставлявших им продукты, владельцев парикмахерских и маленьких гостиниц, туристические компании и частных гидов… Малые и средние предприятия (с годовым оборотом до 50 млн евро) обеспечивают рабочие места для 82% работников в Италии и создают 57% ВВП (в южных регионах страны — 83%). И значительная часть из них оказалась на грани смерти из-за коронавируса.

Остановка бизнеса на несколько месяцев, неясные до последнего момента новые санитарные требования и сомнительные перспективы на этот год — реальность, с которой столкнулся малый бизнес в Италии.

Жесткая первая фаза карантина длилась с 10 марта по 3 мая. С 4 мая началось поэтапное восстановление работы. Стали работать стройки и модные фабрики, рестораны и бары начали обслуживать в режиме «на вынос». Однако 800 тыс. предприятий по всей стране остаются закрытыми. К полноценной работе рестораны и бары должны были приступить с 1 июня, тогда же планировалось открытие парикмахерских, салонов красоты и спа. Под давлением губернаторов премьер-министр Джузеппе Конте согласился перенести открытие на 18 мая.

Однако не все предприятия откроют свои двери клиентам: многие не пережили долгого закрытия, а другие признаются, что возобновление бизнеса в текущих условиях лишь приблизит смерть. C 8 по 22 мая Istat проводит опрос маленьких компаний по всей Италии, чтобы собрать максимум информации об их самочувствии и об эффективности государственной помощи. Сводную картину мы узнаем позже, но отдельные истории известны уже сейчас.

Рестораны: никакой романтики

В сфере общественного питания Италии работают 1,2 млн жителей страны. Вернее, не работают — с марта. А значит, не зарабатывают.

«Я протестую, потому что сейчас Калабрия умирает больше от голода, чем от коронавируса!» — с такими словами владелица бара в городе Козенца на юге Италии Джованна Мирабелли приковала себя цепью напротив собственного бара утром 10 мая в знак протеста против отмены в последний момент разрешения местных властей обслуживать с 11 мая клиентов баров, если столики расположены на открытом воздухе.

«Я потратила все сбережения, чтобы переоборудовать свой бар под новые правила, но теперь мне нужно его закрыть и продавать кофе только на вынос, и это в регионе, где число больных коронавирусом стремится к нулю», — говорит Мирабелли.

Калабрия на самом деле один из наименее пострадавших регионов — 1 138 заболевших на 1,95 млн жителей (для сравнения: в Ломбардии более 82 тыс. заболевших при населении региона, чуть превышающем 10 млн человек). Два месяца назад премьер-министр закрыл всю страну на карантин и, возможно, действительно спас регионы, в которых на тот момент были зарегистрированы лишь единичные случаи болезни. Однако спустя два месяца он заявил, что и выходить из карантина регионы будут одновременно, что вызвало недоумение губернаторов и населения: почему регионы, где уровень заболеваемости был на уровне, например, Германии, не могут вернуться к работе, оставив закрытыми свои границы?

Несколькими днями раньше на севере страны, в центре Милана, 50 владельцев и управляющих барами и ресторанами устроили флешмоб, выставив пустые стулья как символы их бизнеса, пострадавшего от карантина. «Мы рискуем так и не открыться: нам нужны четкие правила, по которым мы сможем обслуживать клиентов, а не просто разговоры о перегородках из плексигласа. Ни один ресторан не сможет существовать, если ему позволят обслуживать лишь одного клиента за раз», — заявил ресторатор Альфредо Зини. Один из участников акции, Паоло Полли, пояснил: «Чтобы держать открытым средний ресторан, требуется около 30 тысяч евро в месяц, а, по нашим подсчетам, при новых санитарных правилах мы сможем зарабатывать только около 15 тысяч. Так что лучше и не открываться вовсе».

Среди требований, которые предъявляли рестораторы властям, — отменить оплату за вывоз мусора за те месяцы, что рестораны были закрытыми, частично компенсировать расходы на аренду за месяцы простоя, отменить налоги в 2020 году и дать возможность использовать максимум посадочных мест при соблюдении всех правил предосторожности. Полиция оштрафовала протестующих на 400 евро каждого за запрещенное собрание. Паоло Полли в знак протеста теперь уже против штрафа остался на площади и объявил голодную забастовку до тех пор, пока штраф не отменят.

Претензии, которые предъявляли рестораторы, схожи с претензиями владельцев салонов красоты и магазинов одежды. В Италии крайне мало тех, кто отрицает коронавирус и необходимость карантина. Однако кривая заболеваемости идет вниз, бизнесу пора открываться, но как? У предпринимателей нет сомнений в необходимости строгих правил безопасности. Они лишь хотели понимать, каковы правила игры, чтобы успеть подготовиться к официальной дате открытия. Новые посткарантинные государственные санитарные стандарты появились лишь на этой неделе. Если рестораторы их выполнят, они смогут открыть двери для клиентов уже в понедельник, 18 мая. Каковы эти правила?

Количество посадочных мест в ресторане рассчитывается исходя из того, что на каждого клиента должно приходиться минимум 4 квадратных метра площади, а расстояние между столами должно быть минимум 2 метра. Если эту дистанцию нельзя соблюсти, то в исключительных случаях допускается меньшая дистанция, но при обязательной установке между столами перегородок из плексигласа. Никаких бумажных меню: или в электронном виде через специальное приложение, или надпись на доске на стене, или напечатанное на листке бумаги для одноразового использования. Никаких мест у барной стойки и никаких буфетов. Везде за пределами своего стола клиент должен быть в маске. Разрешено делать более компактные столы для тех клиентов, которые смогут документально подтвердить свое родство.

К радости рестораторов, в список обязательных требований не вошли дистанционное измерение температуры тела клиентов на входе (средняя стоимость таких аппаратов на итальянском рынке — около 3 тыс. евро) и дезинфекция обуви клиентов (около 6 тыс. евро). «В любом случае, я пока попробую открыть один из двух своих ресторанов, посмотрю, как пойдут дела. Открывать оба — это гарантированно прогореть», — говорит владелец двух тратторий сицилийской кухни Франко Руссо.

Парикмахерские: недоступная роскошь

С 1 июня на 18 мая перенесено и открытие парикмахерских, салонов красоты и спа-центров. Как и в случае с ресторанами, владельцы этих видов бизнеса уже и не знают, радоваться им или нет. Они также до последнего не знали новых нормативов и не могли подготовиться к работе. Но те требования, которые были очевидны, например по дистанции между клиентами, не оставляли надежд на сохранение бизнеса в прежнем объеме.

«Выручка в 2020 году может упасть на 80%, что влечет за собой риск закрытия для 60% парикмахерских в Риме», — говорит секретарь римского отделения Национальной конфедерации ремесленников, малого и среднего бизнеса CNA Стефано ди Ниола.

Всего в Риме зарегистрировано 6 289 парикмахерских, а в столичном регионе Лацио действует свыше 19 тыс. салонов красоты и парикмахерских, в которых работают около 43 тыс. человек. В основном это небольшие компании, для которых соблюдение необходимой дистанции будет означать обслуживание лишь одного-двух клиентов за раз. Не отказываясь выполнять правила, компании просят у государства ту или иную поддержку. Одно из предложений — увеличить часы работы парикмахерских до 18 часов в сутки без выходных, что позволило бы обслуживать больше клиентов и обеспечить работой весь персонал.

«В конце концов, правительству было бы выгодно поддержать нас, потому что парикмахер, не имеющий возможности работать и зарабатывать легально, будет принимать клиентов на дому, где соблюсти необходимые санитарные нормы нельзя», — предупреждает управляющий барбершопом в историческом центре Рима Лука д’Амико.

Рим: что-то пошло не так

Однако вместо поддержки парикмахеры Рима получили от местных властей фиксированное расписание работы, которое грозит очередными убытками. Мэр столицы Вирджиния Раджи выпустила закон, по которому все предприятия, будь то магазины, парикмахерские и даже джелатерии, должны до 21 июня работать по фиксированному расписанию. Так, парикмахерам и салонам красоты разрешено работать с понедельника по субботу с 11:00 до 21:30. В воскресенье всем компаниям, включая супермаркеты (даже те, которые в мирное время работали круглосуточно), разрешено работать лишь до 15:00.

«Из-за этого закона мы рискуем потерять до 25% недельной выручки», — уже заявили владельцы джелатерий и пиццерий, работающих на вынос. Специфика их бизнеса такова, что пик выручки приходится именно на вторую половину дня воскресенья. У парикмахеров цифра поменьше, но основную выручку они тоже получают в выходные дни. «Мы поражены полным отсутствием понимания наших экономических трудностей», — заявили в римском отделении CNA. Аргумент у римского мэра простой: ограничение работы предприятий снизит нагрузку на общественный транспорт. «Но ведь один из принципов при выборе парикмахера или косметолога — это близость к дому, это не тот вид бизнеса, который создает римские пробки, а сейчас несет дополнительную угрозу распространения коронавируса», — подчеркивают в конфедерации.

Еще до принятия решения об этом новом расписании CNA опубликовала грустные цифры: в целом в Риме риск закрытия до конца года навис над 40% малых предприятий, в первую очередь магазинов, гостиниц и джелатерий. Карло Бруни, владелец, пожалуй, самой знаменитой джелатерии в Остии, римском округе, расположенном на море, сейчас пытается оформить в налоговой разрешение делать доставку на дом. Раньше в этом не было необходимости: его джелатерия находится в проходном месте недалеко от пляжа, в теплый сезон здесь была неизменная получасовая очередь. Но сейчас правила нахождения на пляже и купания в море еще не приняты, туристов нет, так что надо искать способы выживания.

Одежда: в примерочную — только в перчатках и маске

Среди розничных магазинов наконец-то открываются и магазины одежды и обуви. Согласно принятым правилам, если площадь магазина меньше 25 квадратных метров, то в помещении может находиться только один клиент. Клиенты не должны пересекаться у входа, примерять вещи можно только в маске и перчатках, а полную дезинфекцию помещения следует проводить каждый день.

Еще несколько дней назад, когда новые правила не были опубликованы, у владелицы магазина одежды на улице Казилина на окраине Рима Клаудии Джуфриды нервы были на пределе. «До сих нет четких правил. Что именно от нас требуется? Я уже купила аппарат, который моет пол паром в 100 градусов, я купила диспенсер с обеззараживающим гелем, установила перегородку из плексигласа перед кассой. Что еще я должна сделать? Коллеги говорят об озонаторах воздуха, о каких-то дорогих аппаратах для дезинфекции одежды после примерки, но никакой конкретики нет. Что делать, если товар упал на пол? Возможен ли обмен? У меня очень много вопросов, на которые нет ответа. Поэтому и не ясно, смогу ли я открыться 18 мая и во что это мне обойдется».

Итоговые правила оказались менее суровыми, чем ожидалось. В этом плане по нынешним временам можно считать, что повезло. Правда, для всех мелких торговцев сохраняется болезненный вопрос платежеспособности клиентов. Хватит ли у них денег, чтобы удержать на плаву магазин Клаудии Джуфриды? «Я надеюсь на лето и на то, что люди захотят себя порадовать», — отвечает она.

Туризм: лучше и не думать

Особая боль Италии — это туризм. Он дает работу 4,2 млн человек и формирует 5,5% ВВП, а с учетом косвенного воздействия — свыше 13% ВВП. Из-за коронавируса под угрозой закрытия оказались 40 тыс. предприятий и 184 тыс. рабочих мест. «Нам с мужем просто повезло: наш B&B (маленькая гостиница формата Bad and Breakfast) в собственности, поэтому да, мы теряем деньги, но держимся, — рассказывает Моника Босси из Вероны. — Две семьи, наши друзья, которые сделали с нуля B&B на арендуемой площади, уже решили закрыться: клиентов в этом году все равно почти не будет».

Для многих предприятий — не только в сфере туризма, но и в сфере ресторанов, парикмахерских, магазинов и т. д. — вопрос выживания зависит от того, в собственности или в аренде находится помещение. В большинстве случаев — в аренде. В большинстве случаев владельцы — частные лица, которые не делали скидки на период карантина. Да, правительство обещало сделать налоговую скидку на два месяца, но, во-первых, этой суммы не достаточно, а во-вторых, этих денег пока никто не видел.

Когда статистические службы говорят о потерях туристической отрасли, как правило, речь идет о гостиницах, иногда — о ресторанах. Однако на туризм завязано куда больше секторов. Не только общепит, включая джелатерии, но и магазины, услуги связи, транспорта, проведение мероприятий. И вклад туризма в экономику региона растет по мере продвижения на юг страны, где промышленности становится все меньше, а теплого моря и чудесных пляжей — все больше.

Например, возьмем Сардинию. За I квартал 2020 года на Сардинии закрылось 354 туристических компании (преимущественно в марте), а открылось только 113 (преимущественно в феврале). Это худшее отрицательное сальдо за последние 25 лет. Над 1 325 предприятиями нависла угроза банкротства. Даже если случится чудо и сезон откроют с 1 июля, туристический сектор острова все равно потеряет 9,7 млн туристов. Это значит, что только гостиницы недосчитаются 67% постояльцев, или 800 млн евро, а без работы останутся более 50 тыс. человек. Всего же туристический сектор острова рискует недополучить свыше 2,5 млрд евро. И это старые расчеты: сейчас об открытии с 1 июля уже не говорят, но обещают новую дату, середину августа, когда у итальянцев наступает сезон отпусков. А значит, потери будут еще больше. Например, сейчас пытается выжить небольшая компания, предоставляющая услуги спутниковой связи, весьма востребованной на острове, где еще плохо развита инфраструктура сотовой связи. Ее основные клиенты — владельцы отдаленных вилл, в основном иностранцы, а также владельцы компаний, занимающихся прокатом автомобилей и яхт. Первые в этом сезоне, вероятно, не приедут, а вторые просят пересмотра контракта из-за отсутствия туристов. «Если границы откроют хотя бы к сентябрю, то у меня есть шанс выжить, хотя я уже в минусе в этом году. Если в этом году иностранцы не приедут, то я не знаю, что буду делать», — делится владелец компании Джоджио Залла.

Милена БАХВАЛОВА для Banki.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

шестнадцать − 12 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.