Кредиты на выгодных условиях

Могут ли камеры на дорогах проверить ОСАГО и какие нарушения они фиксируют

0

Идею научить камеры видеонаблюдения на автодорогах проверять наличие полисов ОСАГО у водителя обсуждают с 2015 года. Разбираемся, фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО сегодня, какие штрафы существуют и можно ли их опротестовать.

Что показал эксперимент

В тестовом режиме механизм определения автомобилей, водители которых не имеют ОСАГО, обкатали в Москве в 2019 году. Были задействованы все камеры на дорогах и многофункциональные системы фиксации, умеющие одновременно обрабатывать несколько видов нарушений.

По словам юриста юридической фирмы «Ялилов и Партнеры» Германа Казанова, проверка выявила большое количество правонарушений. Но поскольку она носила экспериментальный характер, то к ответственности никого из автовладельцев не привлекли. Если обнаруживалось отсутствие полиса «автогражданки», автомобилистам на почту направляли не штрафы, а уведомления-напоминания о необходимости оформить ОСАГО.

«Несовершенство базы данных называлось одной из превалирующих причин отложить запуск автоматической фиксации полисов ОСАГО. Случалось, что у водителя был действующий полис, но в АИС ОСАГО информация об этом отсутствовала. Это могло послужить ошибочным поводом для автоматического получения штрафа невиновным водителем», — дополняет Казанов.

Фиксируют ли камеры отсутствие ОСАГО сейчас

Еще весной 2020-го Российский союз автостраховщиков сообщал, что его информационные системы готовы проверять через дорожные камеры наличие полисов ОСАГО. Но Госавтоинспекция тогда посчитала, что пока не время для запуска массовой проверки. В пандемию транспортные потоки сильно сократились, и в планах было начать проверки после завершения карантинных мер.

Полис есть? А если найду? Что изменится для автомобилистов с появлением новой автоматизированной системы ОСАГО

Пандемия ушла на второй план, а проверять наличие ОСАГО камеры так и не начали. «Пока информационная система работает по старинке, — рассказал координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов. — Камера не видит полис, но видит номер автомобиля. В дальнейшем по нему возможно установить, был ли действующий полис ОСАГО на момент фиксации или нет». Однако, по данным РСА, сейчас проект отложен на неопределенное время из-за неготовности IT-систем у МВД.

Проверки диагностических карт

С 1 марта нынешнего года планировалось внедрить еще одно нововведение — проверку с помощью дорожных камер наличия диагностических карт у авто, для которых техосмотр обязателен (вступили в силу изменения в КоАП, позволяющие штрафовать водителей за управление машинами без техосмотра на 2 тыс. рублей).

Однако камерам оказалось совсем непросто отличать легковой автомобиль от грузового, определить год выпуска и проверить, находится ли, например, авто в реестре такси. И проверки так и не стартовали.

Зачем строят «Паутину»

Осенью нынешнего года ГИБДД планирует запустить на всей территории России автоматическую систему «Паутина». Камеры ГИБДД смогут выявлять нарушителей в автоматическом режиме. «Паутина» объединит и унифицирует сведения из всех комплексов видеофиксации в России. Также она будет анализировать данные с камер фотовидеофиксации, распознающих номера автомобилей. Главное достижение — «Паутина» будет следить за автомобилем по запросу не только в момент нарушения правил (как это происходит сейчас), а все время. То есть это должна быть анализирующая система, подключенная ко всеми дорожным камерам и базе ведомства. Пока в разных регионах применяются как разные комплексы фото- и видеофиксации, так и разное программное обеспечение к ним. Пока возможность использования системы есть в 42 регионах России.

Кто сейчас штрафует за отсутствие ОСАГО

Пока камеры не фиксируют наличие полиса ОСАГО у автовладельцев, штраф за его отсутствие могут выписывать только инспекторы ГИБДД — в размере 800 рублей.

«Любой человек, находящийся за рулем транспортного средства, должен быть вписан в страховку. В противном случае инспектор может взыскать штраф. И даже если на пассажирском сидении оказался владелец автомобиля, вписанный в ОСАГО, то такая ситуация также будет расцениваться как правонарушение», — рассказала product owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева.

Если ОСАГО оформлен в электронном виде, его не нужно распечатывать и возить с собой — достаточно показать его сотруднику ГИБДД на телефоне или ноутбуке. Для клиентов Банки.ру полис ОСАГО после оплаты будет доступен для скачивания в личном кабинете на сайте и в мобильном приложении Банки.ру. Кроме того, всегда можно найти полис на электронной почте, которую пользователь указал при оформлении полиса или в личном кабинете страховой компании. «Ездить без “автогражданки” можно только в течение 10 дней с момента заключения договора купли-продажи автомобиля. Но и в этот период можно попасть в ДТП, и ремонтировать авто придется за свой счет», — добавляет Юлия.

Какие изменения грядут в штрафах

В конце июня Госдума во втором чтении приняла законопроект, который вводит серьезные штрафы за выброшенный из автомобиля мусор: в размере 10–15 тыс. рублей для физлиц, при повторном нарушении в течение года — 20–30 тыс. рублей. Причем документ позволяет фиксировать факт правонарушения при помощи фото- и видеокамер.

Есть и хорошие новости: в конце июня депутаты Госдумы предложили внести изменения в статью 12.5.1 КоАП РФ. Суть их в том, чтобы отменить наказание за мелкие нарушения ПДД, заменив их предупреждениями. Например, наказания за грязный номер, забытые дома права или документы на машину, а также за невключенный указатель поворота и нарушение правил пользования световыми приборами.

За ряд других нарушений предлагается наказывать строже. Например, за непристегнутый ремень увеличить штраф с 1 тыс. до 5 тыс. рублей. Если во время поездки ребенок без детского кресла — с 3 тыс. до 5 тыс. рублей. За повторное превышение скорости на 40–60 км/ч хотят ввести штраф в размере 2–5 тыс. рублей либо лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев.

Как опротестовать штраф

Новые технологии могут дать сбой и зафиксировать правонарушение неверно. В этом случае штраф от ГИБДД можно отменить, если:

– за рулем был не владелец автомобиля;

– были проблемы с видимостью разметки на дороге (она была стерта или, к примеру, заметена снегом);

– есть ошибки в постановлении, которое выписывает сотрудник ГИБДД (неправильно указанное время нарушения);

– это вынужденное правонарушение (аварийная остановка, объезд препятствия).

Чтобы опротестовать штраф, его сначала придется оплатить. Водителю потребуются:

– заявление на возврат уплаченного штрафа;

– копия паспорта;

– реквизиты банковской карты;

– платежные документы, которые подтверждают перечисление денег;

– копия решения об отмене постановления.

Эти документы необходимо доставить в МВД, куда был зачислен платеж. Если нарушение правил дорожного движения зафиксировала видеокамера, можно опротестовать его в форме электронного документа с использованием портала «Госуслуги» либо заполнив форму на официальном сайте суда (ч. 3.1. ст. 30.2 КоАП РФ).

Срок подачи жалобы — 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Роман Спавленко для Банки.ру

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

девятнадцать − три =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.