Урок № 6. Какой бывает стратегия инвестиций?
Стабильно добиваться инвестиционных целей можно, подобрав надежные стратегии вложения средств на фондовом рынке. Разберемся в многообразии вариантов, как действовать на бирже.
Подход к инвестированию прямо зависит от цели. Только основных типов инвестиционных стратегий насчитывается добрых полтора десятка. К тому же ничто не запрещает инвестору разделить портфель на части и использовать стратегии в любых сочетаниях.
здесь можно увидеть, что по облигациям вполне надежных инвесторов, в том числе с государственным участием в капитале, запросто выплачивается более 9% годовых в рублях и 4,5% в валюте. С учетом случающихся на рынке акций обвалов или «боковиков», когда цена практически не растет, нередко оказывается, что на длинном горизонте доходность облигаций оказывается даже выше, чем у акций. И в отличие от акций, способных в моменте потерять в цене десятки процентов, в данном случае эмитент гарантирует погашение бумаги по номиналу. Причем для получения этой прибыли даже не нужно продавать актив — купоны выплачиваются, как правило, раз в полгода или даже раз в квартал. Разумеется, всегда существует риск дефолта — отказа эмитента платить в срок. В таком случае и судьба акций компании тоже будет незавидной.
Ориентируясь на надежные облигации, мы резко снижаем волатильность и риски, сохраняя доходность намного выше банковского депозита и достаточную ликвидность. С приближением срока погашения вероятность дефолта очевидным образом снижается, облигации постепенно дорожают. Соответственно, они хорошо подходят для двух крайних случаев: либо на срок более пяти лет (поскольку доходность таких бумаг выше, чем краткосрочных), либо, как уже говорилось, если в данный момент нет других идей, есть смысл покупать облигации за несколько месяцев до погашения, чтобы деньги не лежали мертвым грузом.
каталоге.
Инвестирование через фонд решает много проблем — не нужно ежедневно заботиться о судьбе портфеля, легко достигается высокая диверсификация, поскольку даже малая вложенная сумма разбивается пропорционально на весь многомиллионный портфель фонда, а инвестиционная декларация четко определяет инструменты, в которые могут быть вложены средства клиентов. В то же время стоит помнить, что прошлые результаты фонда не гарантируют аналогичной доходности в будущем. А за работу управляющая компания берет комиссию, зачастую не зависящую от результата инвестирования.
Относительно низкие комиссии бывают в фондах, структура портфеля которых оговорена максимально жестко, — например, индексных фондах, у которых она, как нетрудно догадаться, соответствует структуре того или иного биржевого индекса. Таким образом, в портфеле фонда всегда оказываются наиболее ликвидные акции из разных секторов, наиболее полно отражающие картину рынка (причем по мнению не управляющего, а самой биржи). Эти инвестиции хорошо годятся и для долгосрочных вложений, и для краткосрочных, поскольку паи фонда можно быстро продать, а цены на них меняются не так резко, как на отдельные акции.
Однако жесткая инвестиционная декларация тоже может стать источником проблем: если структура портфеля фонда начинает отличаться от базовой корзины (например, из-за изменения веса каких-то акций в индексе), то ему рано или поздно приходится приводить ее в соответствие — вне зависимости от того, выгодно это делать в данный момент или нет.
Брать объемом
Еще один способ избавить себя от постоянных забот о портфеле — так называемое количественное инвестирование (quantitative investing). Существует ряд математических моделей, позволяющих относительно успешно предсказывать мелкие колебания котировок. Для того чтобы на них заработать, необходимо очень быстро заключать сотни и тысячи сделок, что, разумеется, человеку не под силу. Если вы услышите, что «сегодня рынок двигают роботы», знайте, что речь идет как раз об алгоритмах количественного инвестирования. Компании, предлагающие такие услуги, вкладывают серьезные средства в разработку и постоянное совершенствование алгоритмов, а также в вычислительные мощности. Эти системы нередко позволяют многократно опередить по доходности обычные биржевые индексы, при этом в случае резких движений рынка нет риска, что управляющего захватят эмоции и он совершит ошибку. В то же время многие инвестбанкиры утверждают, что реальное соотношение риска и доходности у таких инструментов не отличается от классического и на длительном горизонте ощутимого преимущества не дает. Как минимум нельзя говорить о гарантированном положительном результате, и порой такие «квантовые стратегии» оказываются убыточными даже на растущем рынке, если он ведет себя не так, как раньше.
Деньги на буме
Как вариант, если поиск отдельных недооцененных акций кажется слишком сложным, можно ориентироваться на вложения по отраслям. Например, если дорожает нефть, можно предполагать, что и акции нефтяных компаний будут расти. А, например, бум в строительстве предполагает повышенный спрос на металлопрокат. Эта стратегия приобрела большое значение в пандемию: из-за резких изменений в мировой модели потребления просели акции авиакомпаний, туристических бизнесов, розничных сетей, ресторанов и т. д. В то же время было очевидно, что у людей, запертых на карантине, вырастет спрос на самые разнообразные онлайн-услуги.
Этот вид вложений тоже имеет, скорее, спекулятивный характер — его горизонт редко распространяется дольше чем на полгода. Однако он, как правило, не требует ежедневного контроля: даже если та же нефть начнет дешеветь, вряд ли все нефтяные бумаги обвалятся разом. А опыт изучения отдельных отраслей может пригодиться при переходе к стоимостной модели.
По арбитражу
Пожалуй, единственная «гарантированно беспроигрышная» стратегия на рынке — это арбитражное инвестирование. Дело в том, что многие инструменты обращаются не на одной бирже, а на нескольких. И бывает, что по тем или иным причинам цены на одну и ту же бумагу или валюту на разных площадках незначительно, но отличаются. Если это расхождение превышает брокерскую комиссию, можно смело продавать (то есть заключить короткую сделку — занять акцию у брокера и продать, с тем чтобы после купить дешевле и вернуть брокеру) более дорогую «версию» и покупать более дешевую.
Плюс такого способа торговли в том, что в каждой из этих операций риск действительно нулевой: скорее рано, чем поздно цены снова совпадут. Горизонт инвестирования в данном случае отсутствует: доход возникает непосредственно в момент сделки. При этом не требуется ни отраслевого анализа, ни хитрого математического аппарата — достаточно лишь иметь возможность продать акцию, например, в Москве и одновременно купить аналогичную депозитарную расписку в Лондоне. Актив тоже может быть абсолютно любым: акции, нефть, валюта или апельсиновый сок. Однако очевидно, что для вылавливания таких моментов необходимо следить за рынком непрерывно и предсказать их крайне сложно. Так что за легкие деньги придется заплатить собственным временем. При этом желающих получить такой заработок предостаточно, в том числе включая и роботов, с которыми тягаться сложно, поэтому ценовой разрыв может сокращаться довольно быстро. И конечно, базовый актив рано или поздно придется реализовать, следовательно, какой-то риск убытков все равно остается.
Илья РЕЙХ для Banki.ru